Система показателей рентабельности, научная полемика
) Рентабельность продукции показывает эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции.
Данный показатель можно рассчитать двумя способами.
По-первому способу рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости:
![]()
;
Где ![]()
- рентабельность продукции; П - прибыль; С - себестоимость.
По-второму способу рентабельность продукции рассчитывается с учетом доходности на вложенный капитал.
![]()
.
Где ![]()
- рентабельность на вложенный капитал; ВК - вложенный в данное производство капитал; ![]()
- уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; ![]()
- себестоимость единицы продукции; ![]()
- объем реализации в натуральном выражении.
2) Рентабельность продаж - коэффициент коммерческой рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции или какова эффективность операционной деятельности организации. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении спроса на продукцию.
Где ROS- рентабельность продаж (Return on Sales); ![]()
- прибыль от продаж; В - выручка от продаж.
3) Рентабельность активов характеризует, насколько эффективно предприятие использует свое имущество (активы). Снижение данного показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
Где ROA - рентабельность активов (Return on Assets); П - прибыль предприятия (балансовая, прибыль от продаж или чистая); ![]()
- средняя величина активов предприятия за определенный период.
Также рентабельность активов можно представить следующим образом:
Где ![]()
- коэффициент оборачиваемости активов.
Также при анализе рентабельности активов выделяют рентабельность оборотных активов, расчет ведется по следующей формуле: